с 04.08.2018 вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства.
Если работы по сносу объектов начаты после указанной даты, то до момента подготовки кадастровым инженером акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости, застройщику или техническому заказчику необходимо обратиться в организацию архитектурно-строительного проектирования за получением проекта организации работ по сносу объекта, а также в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, для получения условий отключения объекта от таких сетей.
Работы по сносу объекта может осуществить застройщик или подрядчик, отвечающий установленным градостроительным законодательством требованиям, и с которым заключен договор подряда.
Не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу застройщику или техническому заказчику необходимо обратиться в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом сносе объекта недвижимости.
Подать уведомление на бумажном носителе можно лично в орган местного самоуправления или через многофункциональный центр, либо по почте. Уведомление можно направить через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Уведомление о планируемом сносе должно содержать следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика или технического заказчика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о праве застройщика на объект капитального строительства, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на объект капитального строительства, подлежащий сносу (при наличии таких лиц);
6) сведения о решении суда или органа местного самоуправления о сносе объекта капитального строительства либо о наличии обязательства по сносу самовольной постройки в соответствии с земельным законодательством (при наличии такого решения либо обязательства);
7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком или техническим заказчиком.
К уведомлению прилагаются результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу объекта капитального строительства.
Отметим, что приложение указанных документов не требуется в случае сноса следующих объектов:
- гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
- объектов индивидуального жилищного строительства;
- объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
- строений и сооружений вспомогательного использования.
В течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом сносе орган местного самоуправления проводит проверку наличия указанных документов, обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления необходимых документов орган местного самоуправления запрашивает их у заявителя.
Не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта застройщик или технический заказчик подает одним из указанных выше способов в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
В течение семи рабочих дней со дня поступления такого уведомления орган местного самоуправления обеспечивает его размещение в ИСОГД и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.
Порядок предоставления заявления и документов для кадастрового учета и регистрации прав.
Основания для возврата таких документов
С 1 января 2017 года вступил в силу Закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Главная его задача – объединение систем учета объектов недвижимости и регистрации прав. Закон о регистрации изменил не только процедуру оформления права собственности на объект недвижимости, но и процедуру подачи документов в орган, осуществляющий регистрацию права.
Процедура кадастрового учета и государственной регистрации права для заявителей и правообладателей не усложнилась и в целом осуществляется в том же порядке, что и до 1 января 2017 года. А вот порядок подачи документов изменен, и он стал удобнее.
Новый закон предусматривает несколько способов подачи документов:
- в бумажном виде – при личном обращении в офисы многофункционального центра «Мои документы» (далее – МФЦ), либо по почте;
- в электронном виде (в форме электронных документов) – через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
Стоит отметить, что если раньше документы принимали в территориальных подразделениях Кадастровой палаты или МФЦ исключительно по месту расположения объекта недвижимости, то в настоящее время для этого можно воспользоваться услугами любого офиса Кадастровой палаты на территории России.
При подаче заявления при личном обращении в обязательном порядке необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность - паспорт, а если обращается представитель, то необходимо предоставить, кроме этого, нотариально удостоверенную доверенность.
Интересным нововведением является то, что юридическому лицу не нужно предъявлять учредительные документы для кадастрового учета и регистрации прав в случае обращения лица, который имеет право действовать без доверенности. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает эти документы.
При обращении в орган регистрации права путем направления документов посредством почтового отправления, направляемые документы и подписи на них заверяются в нотариальном порядке.
Важно отметить, что если документы предоставляются в форме электронных документов, в том числе в форме электронных образов, такие документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора либо лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе.
Что касается комплектности документов, то в целом он остался прежним. С перечнем и формой необходимых для кадастрового учета и регистрации права документов можно ознакомиться на Росреестра в подразделе «Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости» раздела «Физическим лицам» (http://rosreestr.ru/site/fiz).
Изменения коснулись порядка подачи документов на кадастровый учет объектов недвижимости. Если ранее заявление о постановке на учет объекта недвижимости могло подать любое лицо, то сейчас Законом о регистрации установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Например, заявление в отношении созданного (то есть построенного) объекта недвижимости может представить собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости.
Нововведением является и то, что у граждан появилась возможность, в определенных Законом о регистрации случаях, подать одно заявление на проведение кадастрового учета и регистрации прав в отношении одного и того же объекта. В этом случае оба действия будут выполнены одновременно.
Стоит отметить, что в случае представления заявления о кадастровом учете и (или) регистрации права и необходимых документов посредством личного обращения Законом о регистрации установлен единственный случай при котором заявителю может быть отказано в приеме таких документов – в случае, если не установлена личность лица, обратившегося с заявлением, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица.
Ранее действовавший Закон о регистрации (№ 122-ФЗ) предусматривал в определенных случаях возврат заявления о государственной регистрации без рассмотрения:
- если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствовала информация об уплате госпошлины, и не был представлен документ, подтверждающий ее уплату;
- в Едином государственном реестре прав имелась запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.
Указанные основания, в несколько измененной редакции, также включены в Закон о регистрации.
При этом с 2017 года установлены новые основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения, такие как:
- заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов не соответствующих установленному формату;
- представленные в бумажном виде заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
- представленное заявление не подписано заявителем в соответствии с законодательством России.
Информация предоставлена
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области
Информация по вопросу оформления ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – №122-ФЗ) (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
При наличии у гражданина или юридического лица документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости (Государственный акт, свидетельство и другие документы), выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие №122-ФЗ, по желанию обладателей таких документов, возможно, провести государственную регистрацию прав в Едином государственном реестре недвижимости. Для этого необходимо:
1. Обратиться в ближайшей офис МФЦ с Заявлением о государственной регистрации права.
2. К заявлению приложить документ, устанавливающий или подтверждающий право на объект недвижимости.
3. Оплатить государственную пошлину.
Срок рассмотрения представленных документов на государственную регистрацию права составляет 9 дней.
Обращаем Ваше внимание, что не требуется подавать заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, что значительно экономит время, так как процедура внесения сведений по заявлению составит 7 дней.
Однако следует обратить внимание, что до обращения с заявлением о регистрации права, необходимо внимательно рассмотреть имеющийся на руках документ. В случае если в документе отсутствует площадь объекта недвижимости, то регистрация права без предоставления Технического плана (для объектов капитального строительства) или Межевого плана (для земельного участка), подготовленных кадастровым инженером, невозможна.
Информация предоставлена
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области