Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
Формы насилия над детьми:
● физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых лиц, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, ожоги, удушение, применение ремня, и т.д.);
● отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
● эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие: брань, крики, обвинения в адрес ребенка, унижение его достоинства и т.д.);
● сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.
Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:
● врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;
● социальные работники;
● учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;
● работники правоохранительных органов.
О фактах жестокого обращения с ребенком или насилия над ним необходимо немедленно сообщить в правоохранительные органы.
Конфликтная ситуация - ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт
Учителям и родителям необходимо не подавлять конфликты в подростковой среде, а способствовать их конструктивному разрешению и, что более важно, их профилактике. В рамках учебно-воспитательного процесса необходимо развивать самооценку, коммуникативные умения и навыки, а также формировать навыки и умения конструктивного межличностного общения и взаимодействия. Все обозначенные особенности могут способствовать коррекции и предупреждению конфликтного поведения подростков, а также сделать отношения в подростковых коллективах более гармоничными, способствующими развитию личности подростков.
Профилактика конфликтных ситуаций среди подростков в образовательных организациях подразумевает создание соответственных педагогических условий. Под педагогическими условиями понимают совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. При выборе педагогических условий предупреждения конфликтных ситуаций во взаимодействии педагогов и учеников можно использовать следующие методы и приёмы.
- Первая группа методов и приемов педагогического воздействия – обращение и самообращение к сознанию. К ним относятся: пример, разъяснение, снятие напряжения в отношениях.
- Вторая группа – обращение к чувствам: совести, справедливости, стыду и страху, самолюбию, любви, состраданию.
- Третья группа – обращение к воле и поступку, в качестве которых может выступать: требование, внушение, поощрение и наказание.
Данные методы способствуют сплочению детского коллектива, налаживанию отношений и предупреждению конфликтных ситуаций.
Профилактика конфликтных ситуаций в классных коллективах необходима. Профилактика будет способствовать повышению качества учебного процесса, улучшению психоэмоционального состояния обучающихся, и как следствие, более успешному усвоению учебной программы, а также достижению высоких личностных результатов